Минфин России в письме от 3 октября 2025 года № 24-06-09/9586 указал: заказчик должен направить требование об уплате неустойки в срок не позднее пяти рабочих дней после завершения исполнения контракта либо отдельного этапа.
Электронная торговая площадка Газпромбанка
Как защитить себя от мошенников, рассказывает Ильдар Шайдуллин, начальник удостоверяющего центра ЭТП ГПБ.
Электронную подпись использует каждый второй совершеннолетний россиянин. Но злоумышленники могут похитить ее, чтобы захватывать бизнес, красть имущество и выводить деньги.
Электронная подпись (ЭП) — цифровой аналог собственноручной подписи и печати, который прочно вошел в деловую практику. Сегодня ЭП используют как компании, так и физические лица. С ее помощью можно заверять практически любые документы — от тендерных заявок в госзакупках до кредитных договоров частных лиц.
При этом вместе с распространением ЭП закономерно появились и новые угрозы. Для злоумышленников квалифицированная электронная подпись — это цифровой мастер-ключ. Завладев им, они могут от имени владельца заключать сделки, распоряжаться финансами и имуществом, подавать заявления в госорганы.
Однако, несмотря на риски, многие компании и частные лица до сих пор воспринимают электронную подпись как формальность и недооценивают важность ее защиты. Ключи ЭП, например, хранят на незащищенных носителях и передают коллегам «для удобства». А сотрудников забывают обучать основам информационной безопасности.
В результате бизнес рискует не только деньгами, но и репутацией. А частные лица — сбережениями и даже свободой, если их ЭП использовали для мошеннических схем.
Ошибки при работе с электронной подписью могут обернуться многомиллионными убытками, судебными разбирательствами и даже уголовной ответственностью.
Завладев ключом ЭП, злоумышленники могут:
Дополнительно ситуацию с мошенническими действиями усложняет то, что расследование инцидентов с ЭП — это почти всегда долгий, затратный и репутационно болезненный процесс.
Доказать в суде, что подпись была украдена, крайне сложно — формально все действия совершены легально. Еще сложнее вернуть украденные средства, особенно если деньги уже выведены за границу. Репутационный ущерб компенсировать также непросто — восстановление деловой репутации занимает месяцы и годы. А в некоторых случаях компенсировать урон до конца просто невозможно.
Большинство инцидентов с электронной подписью связано не с техническими уязвимостями средств защиты информации, а с организационными недочетами и человеческим фактором. Среди «популярных» ошибок:
Чтобы снизить риск компрометации или утери ЭП:
Стоимость защищенных токенов и обучения сотрудников несопоставима с потенциальными убытками. Сертифицированный токен, например, стоит 2–3 тыс. рублей, обучение сотрудников обойдется примерно в 10 тыс. рублей за курс, а ущерб от мошенничества с ЭП может исчисляться миллионами.
Электронная подпись — ценный инструмент, и относиться к ней стоит так же серьезно, как к доступу к своему банковскому счету. Помните: безопасность ЭП — это не сложно, главное — системный подход, дисциплина и постоянное обучение сотрудников.
Новости по теме
Минфин России в письме от 3 октября 2025 года № 24-06-09/9586 указал: заказчик должен направить требование об уплате неустойки в срок не позднее пяти рабочих дней после завершения исполнения контракта либо отдельного этапа.
Подрядчик через суд добился оплаты изыскательских работ, выполненных до расторжения госконтракта. Эксперты анализируют решения судов по делу № А59-1045/2024.
Суды трех инстанций и Верховный суд поддержали позицию УФАС: характер занятости сотрудников участника закупки не может служить основанием для снижения оценки его квалификации.
Только полезные материалы от ЭТП ГПБ