Минфин России в письме от 02.09.2025 № 24-07-08/85390 разъяснил: при закупке нескольких товаров из перечня с ограничениями нацрежим проверяется по всей заявке в целом, а не по каждой позиции отдельно.
Электронная торговая площадка Газпромбанка
Понятие договора определено в Гражданском кодексе РФ. Договор — это соглашение, которое заключается двумя или более лицами (сторонами договора), с целью установления, изменения, прекращения их гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если:
• Стороны согласовали свои права и обязанности, порядок взаимодействия
• Все стороны подписали соглашение
• Все стороны в той или иной форме получили свой экземпляр договора
Соглашение обычно устанавливает обязательства сторон друг перед другом, порядок, сроки, объем, место их исполнения, ответственность за нарушения договоренностей. Условия соглашения определяются сторонами самостоятельно в зависимости от их потребностей, требований законодательства. В документе фиксируют срок его действия, порядок изменения и расторжения, реквизиты сторон.
Способы заключения:
• Через направление предложения (оферты) одним лицом в адрес другого лица (или круга лиц) и его последующее принятие (акцепт) получателем. В предложении указываются существенные условия договора. Акцепт может быть выражен разными способами, однако им не может считаться молчание получателя, направление им встречного предложения или разногласий
• Путем совместной разработки документа. В этом случае стороны начинают работу над соглашением, имея некоторые базовые требования и установки, а текст самого документа рождается в ходе переписки и преддоговорных переговоров
• Через направление контрагенту оферты, составленной в виде готового к подписанию проекта договора. Подписание документа второй стороной является акцептом предложенных условий
• По результатам торгов, процедуры отбора претендентов на право заключения договора. Сведения о процедуре, правила выбора контрагента, условия соглашения сообщаются неограниченному кругу лиц (или только потенциальным контрагентам), после чего выбирают победителя для заключения договора
• Через совершение конклюдентных действий. Стороны не завершили в полной мере процедуру заключения договора, однако частично или полностью приступили к его исполнению, то есть факт заключения договора обосновывается выполнением сторонами его условий в заданные в оферте сроки
• Иными способами, не нарушающими действующее законодательство, принципы свободы договора, добросовестности сторон
Если не вдаваться в технические нюансы формулировок закона, в общепринятом понимании госконтракт — это один из видов договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такой контракт заключается от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Здесь и далее под госконтрактом подразумеваются контракты, заключенные в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заказчиками по нему могут выступать:
• Государственные, муниципальные органы, органы государственной власти, бюджетные учреждения, в отдельных случаях унитарные предприятия
• Государственные корпорации «Росатом», «Роскосмос» (при определенных условиях)
• Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» (также при определенных условиях)
• Органы управления государственными внебюджетными фондами
• Государственные и муниципальные казенные учреждения
Порядок заключения контракта и ограничения его условий определены Федеральным законом № 44-ФЗ.
В законе предусмотрены два способа заключения:
• По результатам конкурентной процедуры: конкурса, аукциона, электронного запроса котировок
• Без проведения конкурентных закупок — у единственного поставщика. Случаи заключения госконтракта у единственного поставщика ограничены статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ
При проведении конкурентных процедур условия контракта указывают при объявлении закупки. Отдельные условия (расценки, конкретные характеристики товаров и т. п.) определяются после окончания процедуры в соответствии с предложением победителя. При этом:
• Цена контракта должна быть твердой и определяться на весь срок его исполнения. Если объем закупок не определен, устанавливается лимит затрат и твердые единичные расценки. Ориентировочное значение либо формула цены допускается только в случаях, установленных Правительством РФ
• Срок оплаты заказчиком поставки или ее отдельных этапов должен составлять не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (если иной срок не установлен законодательством)
• Пеня за просрочку оплаты со стороны заказчика начисляется за каждый день просрочки и составляет 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы
• Пеня за просрочку исполнения обязательств поставщиком начисляется за каждый день просрочки и составляет 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной пропорционально объему исполненных обязательств
• Размер штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств устанавливается в соответствии с актами Правительства РФ и зависит от предмета соглашения
• При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением некоторых случаев, определенных самим Федеральным законом № 44-ФЗ
В основе различий между государственным контрактом и договором в сфере закупок лежит их назначение: контракт заключается для обеспечения государственных или муниципальных нужд (по общему правилу), а договор по результатам закупки — для обеспечения нужд отдельных заказчиков.
К последним относятся:
• Организации, подпадающие под действие Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:
— Государственные корпорации и компании
— Субъекты естественных монополий, компании, работающие по регулируемым тарифам
— Автономные учреждения
— Унитарные предприятия
— Организации с участием государства и госструктур
— При определенных условиях бюджетные учреждения
• Иные коммерческие организации, проводящие конкурентные закупки
Государственный контракт |
Договор |
|
Заказчик |
Государственные, муниципальные органы, учреждения, предприятия, отдельные государственные корпорации |
Государственные корпорации, коммерческие организации с участием государства и госструктур, их дочерние структуры, субъекты естественных монополий, иные заказчики |
Основной источник средств |
Бюджет РФ, включая бюджет муниципальных образований |
Собственные средства заказчика |
Законодательная база |
44-ФЗ, 275-ФЗ |
Гражданский кодекс РФ, 223-ФЗ |
Форма соглашения |
Не должна противоречить ограничениям, определенным в 44-ФЗ, может быть утверждена на уровне заказчика или вышестоящей инстанции |
Утверждается заказчиком, коммерческие заказчики вправе использовать форму договора от поставщика |
Порядок заключения |
Регламентирован в 44-ФЗ |
Определяется положением о закупках заказчика. Субъекты 223-ФЗ также должны соблюдать ограничения, указанные в законе |
Возможность изменения |
По соглашению сторон, но только в случаях, определенных в 44-ФЗ |
По соглашению сторон, но с учетом положения о закупке заказчика, работающего по 223-ФЗ |
Ответственность сторон |
Определена законодательно |
Устанавливается в соответствии с соглашением сторон |
Состав разделов договора законодательно не закреплен и определяется по соглашению сторон в соответствии с деловой практикой, принятой для данного вида договоров.
Стороны могут что-то исключать или включать другие разделы в соглашение, дополнять его спецификациями, формами исполнительной документации. В исключительных случаях стороны могут предусмотреть порядок и условия изменения стоимости, формулу цены вместо твердых расценок, условие об автоматическом продлении срока действия.
В сфере закупок выделяют договоры:
• На поставку товара. Предполагают включение спецификации с описанием товара, условий доставки, приемки товара (по комплектности, по качеству), возможность возврата, гарантийные обязательства
• На оказание услуг. Обычно содержат регламент оказания услуг, подробное описание обязанностей исполнителя, требования к качеству и порядок его контроля
• На выполнение работ. Акцентируются на описании результата работ, могут также включать проектную документацию, сметный расчет
Государственные контракты обычно содержат те же разделы, что и договоры, при этом в соответствии с законодательством в них в обязательном порядке включают:
• Предмет
• Цену, порядок, срок оплаты, авансирование
• Ответственность сторон
• Порядок, срок приемки, оформление ее результатов
• Обеспечение исполнения — в случаях, определенных статьей 96 Федерального закона № 44-ФЗ
• Условия, включенные в проект контракта в составе документации о закупке, сведения из заявки участника процедуры
Включение условий, противоречащих документации о закупке, является нарушением. Государственные контракты и документы об их исполнении регистрируются в Единой информационной системе.
Новости по теме
Минфин России в письме от 02.09.2025 № 24-07-08/85390 разъяснил: при закупке нескольких товаров из перечня с ограничениями нацрежим проверяется по всей заявке в целом, а не по каждой позиции отдельно.
Минфин обновил и расширил перечень признаков возможных нарушений, за которыми Федеральное казначейство будет следить через «Электронный бюджет». Новый порядок формирования и ведения классификатора признаков финансовых нарушений (приказ от 23.06.2025 № 76н) с 28 сентября заменит действовавшие с 2021 года правила (приказ от 01.12.2021 № 203н).
ФАС России в письме от 29.08.2025 № ГР/81837/25 дала разъяснения о том, как правильно указывать товарные знаки в заявках.
Только полезные материалы от ЭТП ГПБ