Электронная торговая площадка Газпромбанка
Деятельность заказчиков по 44-ФЗ (контрактная система) строго регламентирована соответствующим нормативно-правовым актом. Субъекты 223-ФЗ обязаны разработать в соответствии с основным законом свое положение о закупке — документ, который регламентирует закупочную деятельность, где они могут установить требования, правила и особенности исходя из специфики бизнеса.
Разберемся в основных отличиях одного закона от другого подробнее.
|
Кто подпадает под действие 44-ФЗ |
Кто подпадает под действие 223-ФЗ |
|
• Государственные или муниципальные органы власти и учреждения (бюджетополучатели) Пример: государственные поликлиники, школы, детские сады, местные администрации, министерства |
• Государственные компании Примеры: ПАО «Газпром», ПАО «АЛРОСА», ГК «Росатом», ПАО «Сбербанк», ГУП «Московский метрополитен» |
Бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия (ГУПы) и муниципальные унитарные предприятия (МУПы) тоже могут приобретать продукцию по 223-ФЗ. Для этого им необходимо разработать свое положение о закупке и разместить его в Единой информационной системе (далее — ЕИС) до начала года, в котором проводится процедура. Однако это возможно только при условии, что отдельно взятая закупка не финансируется из бюджета.
Публиковать всю информацию о проводимых процедурах в ЕИС обязаны почти все заказчики. Исключения касаются, например, закупок, связанных с гостайной, антироссийскими санкциями, гособоронзаказом. Но какую именно информацию публиковать — зависит от закона. Рассмотрим отличия в таблице.
|
Что публикуют в ЕИС заказчики по 44-ФЗ |
Что публикуют в ЕИС заказчики по 223-ФЗ |
|
• План-график закупок |
• Положение о закупках товаров, работ, услуг |
Для проведения электронных процедур заказчики контрактной системы используют 8 определенных Правительством РФ площадок:
• ЭТП ГПБ
• АГЗ РТ
• АО «ЕЭТП»
• АО «РАД»
• ЭТП ТЭК-Торг
• Электронная торговая площадка «Фабрикант»
• АО «Сбербанк-АСТ»
• РТС-тендер
Субъекты 223-ФЗ могут использовать для проведения торгов около 200 электронных площадок, среди которых и ЭТП ГПБ.
Заказчики 44-ФЗ используют регламентированные способы закупок. Субъекты 223-ФЗ, помимо процедур, указанных в нормативно-правовом акте, могут использовать и те способы, которые они указали в своем положении.
|
Способы закупок заказчиков 44-ФЗ |
Способы закупок заказчиков 223-ФЗ |
|
Конкурентные • Конкурсы |
Конкурентные • Конкурсы |
|
Неконкурентные Закупки у единственного поставщика, которые регламентированы ст. 93 Закона № 44-ФЗ |
Неконкурентные Случаи закупок у единственного поставщика устанавливают заказчики в своем положении |
Требования к участникам и порядок проведения процедур по 44-ФЗ не зависят от организации-заказчика, они едины. Если процедура проводится по 223-ФЗ, нужно внимательно изучить требования в закупочной документации, ведь каждый субъект этого закона в положении устанавливает требования с учетом своего рода деятельности.
|
Требования к участникам по 44-ФЗ |
Требования к участникам по 223-ФЗ |
|
Обязательные |
|
|
Требования к участникам установлены ст. 31 Закона № 44-ФЗ. • Соответствие законодательству |
Требования к участникам устанавливает заказчик в своем положении. Как правило, они соответствуют обязательным требованиям по 44-ФЗ, но дополнены. Например, заказчик по 223-ФЗ может установить требование об отсутствии участника не только в РПН по 44-ФЗ, но и в РПН по 223-ФЗ, что не вправе сделать заказчик контрактной системы. Также среди обязательных требований можно встретить требование о финансовой устойчивости участника, которая подтверждается копиями бухгалтерской отчетности |
|
Дополнительные |
|
|
Заказчик при приобретении продукции из перечня ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 устанавливает дополнительные требования, такие как: • Наличие финансовых, материальных ресурсов для исполнения контракта |
Большинство субъектов 223-ФЗ в положении устанавливают дополнительные требования исходя из вида продукции. Например, у некоторых в положении указаны отдельно дополнительные требования при приобретении строительно-монтажных работ, научно-исследовательских и проектно-изыскательных работ, сложной инновационной продукции и пр. Среди дополнительных можно встретить требования и к привлекаемым субпоставщикам, соисполнителям и субподрядчикам. На практике, помимо наличия трудовых, финансовых, материальных и кадровых ресурсов, необходимых для исполнения договора, можно встретить такие требования: • О прохождении квалификационных аудитов |
Субъекты 223-ФЗ вправе установить свои требования к форме заявки, разработать собственные шаблоны, которые необходимо использовать при участии в их процедурах. У заказчиков по 44-ФЗ такого права нет.
Рассмотрение заявок участников по 44-ФЗ строго регламентировано в части этапов рассмотрения и сроков, а субъекты 223-ФЗ этапы и сроки прописывают в своем положении. Участнику следует внимательно изучать эти нюансы.
|
Порядок рассмотрения заявок по 44-ФЗ |
Порядок рассмотрения заявок по 223-ФЗ |
|
В контрактной системе этапы и сроки рассмотрения заявок строго регламентированы и зависят от способа выбора поставщика, исполнителя, подрядчика. Например, при проведении конкурса есть этап рассмотрения первых частей заявок и этап рассмотрения вторых частей. Законом установлены сроки этих этапов, а также сроки публикации протоколов по итогам рассмотрения заявок |
Субъект 223-ФЗ устанавливает порядок, этапность, сроки рассмотрения заявок в зависимости от способа выбора поставщика/исполнителя/подрядчика в своем положении. Многие заказчики между этапами рассмотрения используют различные инструменты для улучшения условий сделки в свою пользу. Например, одним из таких инструментов является переторжка, когда после рассмотрения заявок с более-менее похожими условиями заказчик предлагает участникам еще посоревноваться: например, снизить цену или сократить сроки исполнения. После переторжки заказчик вновь рассматривает заявки и принимает окончательное решение. Бывает, что после вскрытия заявок, например при процедуре приобретения научно-исследовательских работ, заказчики проводят обсуждение с участниками, после чего вносят корректировки в процедуру и предлагают участникам вновь направить свои заявки с учетом этих корректировок. Вновь направленные заявки рассматриваются комиссией заказчика |
Таким образом, видим ту же закономерность: у заказчиков контрактной системы все требования универсальные, а вот при сотрудничестве с субъектами 223-ФЗ стоит детально погружаться в положение каждого такого заказчика.
Рассмотрим в таблице еще несколько важных отличий 44-ФЗ от 223-ФЗ.
|
44-ФЗ |
223-ФЗ |
|
Обеспечительные меры при заключении контракта в установленных законодательством случаях обязательны |
Необходимость обеспечительных мер при заключении договора определяется заказчиком в положении |
|
Есть обязанность устанавливать преимущества для уголовно-исполнительных систем (УИС) и инвалидных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), субъектов малого предпринимательства (СМП) |
Обязательность устанавливать преимущества для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), а также самозанятых граждан |
|
Срок подачи заявок регламентирован и зависит от способа выбора поставщика |
Срок подачи заявок прописывается в положении |
|
Необходимо использовать квалифицированную электронную подпись (КЭП) |
Использование электронной подписи зависит от электронной площадки, на которой размещается заказчик. КЭП может и не понадобиться, если закупка проходит без электронной площадки и заявки подаются в бумажных конвертах |
|
Плата за участие в закупке взимается только с победителя, ее размер ограничен постановлением Правительства РФ |
Плата может взиматься с каждого участника, подавшего заявку на участие в закупке |
|
Менять условия контрактов по общему правилу нельзя, кроме исключительных случаев, предусмотренных в 44-ФЗ, размеры неустоек и порядок расторжения контрактов регламентированы законодательно |
Можно менять условия или нет — зависит от норм положения о закупке отдельно взятого заказчика |
Только полезные материалы от ЭТП ГПБ